О МУЗЕЕ
В какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.
Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.
Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.
Чем вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры.
Не потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную.
Н. К. Рерих
10 марта 2000 г., в Одессе был открыт Общественный Дом-Музей имени Н. К. Рериха, один из двенадцати музеев мира, носящих имя выдающегося художника, единственный в Украине. Первый Музей Николая Рериха был открыт в Нью-Йорке, в 1923 г. Впоследствии основывались Музеи и художественные галереи имени Рериха во многих странах мира. Учредителями Музея явились: Одесский Комитет Пакта Культуры и Мира имени Н. К. Рериха и Южно-Украинский Благотворительный Фонд имени Н. К. Рериха. Концепция экспозиции и деятельности Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха соответствует представлению Н. К. Рериха о Музее: «Люди произносят слово „Музей“ и остаются далеки от мысли, что Музей есть Музейон, по-гречески, Дом Муз. Обиталище всех Муз, прежде всего, является символом Объединения». «Прежде всего, Музейон есть обитель всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле
лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их». Младший сын Н. К. Рериха, С. Н. Рерих (1904—1993), дополнил понятие Музея, как Культурного Центра: «Прежде всего, это должен быть живой центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки... Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно. При центре может быть и лекционный, концертный зал... Несомненно, при центре должна работать большая библиотека... Но центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей».
Здание Одесского Дома - Музея имени Н. К. Рериха
Своей основной задачей сотрудники Музея видят всестороннее научное изучение и распространение творческого наследия всей семьи Рерихов — всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха (1874—1947), философа Елены Ивановны Рерих (1879—1955), супруги Н. К. Рериха, их сыновей — востоковеда Юрия Николаевича Рериха (1902—1960) и художника Святослава Николаевича Рериха (1904—1993). Деятельность Музея сосредоточена на изучении наследия семьи Рерих, но именно принципы организации и работы музея, заложенные при создании первого Музея Рериха в Нью-Йорке самим Н. К. Рерихом, делают Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха открытым для самого широкого сотрудничества со всеми организациями культуры, искусства и науки.
У истоков создания Музея Рериха в Одессе стояли художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий(1905—1993) — ученик Н. К. Рериха (1874—1947) и профессор-индолог Московского государственного университета Наталья Михайловна Сазанова (1932—2006).
Экспозиция картин современных художников Украины, Израиля и Одессы в Одесском Доме-Музее им. Н. К. Рериха
Как образец, за основу формирования Музея был взят Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке (США), открытый в 1923 г. В 1929 г. Нью-Йоркский Музей был перенесен в новое, специально выстроенное 29-этажное здание, действительно, Храм Искусств, Культуры и Науки, носивший еще одно название — Дом Мастера — Master Building. Собрание картин Н. К. Рериха в 29-этажном Музее составляло около 1000 художественных творений. Фонд постоянно пополнялся, работами Н. К. Рериха и был подарен американскому народу. Одновременно в этом же здании разместились организации, основанные Н. К. Рерихом в США:
«Институт Объединенных Искусств» (1921), Художественный Центр «Венец Мира» («Corona Mundi», 1922), «Пакт Мира и Знамя Мира» (1935). При Музее Н. К. Рериха был открыт филиал Института Гималайских исследований «Урусвати», основанный в Индии, в городе Наггаре (долина Кулу), после Трансгималайской экспедиции в 1923—1928 гг. В Музее Н. К. Рериха были основаны отделы искусств свыше 10-ти стран; Тибетская библиотека, включавшая 330 священных книг буддизма Канджур и Танджур; комнаты—часовни, посвященные Св. Сергию и Св. Франциску.
Николай Рерих. Вход в Музей Рериха, Нью-Йорк (июнь-окябрь 1929 г.)
На заднем плане: «Сокровище ангелов» (1905 г., вверху) и «Соловецкий монастырь» (1923 г., внизу)
Архив Музея Рериха в Нью-Йорке
Творческое наследие семьи Рерихов многогранно и бездонно — это мощный вклад в развитие мировой культуры, науки и искусства, в процветание дела Мира и Красоты на Земле через красоту внутреннего мира каждого человека и человечества в целом. Можно сказать так: через семью Рерихов прошла эволюционная весть Красоты Знания Космоса от Великих Учителей человечества, запечатленная в венце их творческого наследия — научно-философском Учении Живая Этика. Этому предшествовал длительный жизненный путь образования и самообразования всей семьи Рерихов, встреча с теми Высокими Сущностями, которые направляют эволюцию человечества, которых С. Н. Рерих назвал «более совершенными людьми». С. Н. Рерих свидетельствовал о своих родителях в очерках: «Художник и провидец», «Щедрый синтез», «Слово об отце», «Поднимая
себя, поднять других», т. к. он наблюдал совместный путь родителей всю свою сознательную жизнь. Святослав Рерих писал: «Николай Константинович Рерих всегда считал, что чем бы мы ни занимались, какие бы у нас ни были интересы, мысли, самое главное — изучение и понимание человека. Именно этот глубинный анализ волновал Николая Константиновича и Елену Ивановну. В жизни им удалось или посчастливилось встретиться с людьми выдающимися, исключительными, которые уже прошли часть сужденного Великого Пути и могли сами собой свидетельствовать о том, чем может стать человек, если он действительно преобразит свою жизнь и пойдет этими путями. У них был этот живой Контакт с более совершенной жизнью, с более совершенными людьми, которые всегда были на нашей Земле. Найти их может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить».