ЗАЛ СЕМЬИ РЕРИХОВ
В зале семьи Рерихов представлены портреты всех членов семьи кисти С. Н. Рериха, а также художественные полотна Н. К. Рериха (репродукции и копии), которые посвящены двум великим религиям и их подвижникам: православному Христианству и буддийскому Востоку. В центре православного цикла — Св. Сергий Радонежский, подвижник XIV века, основатель Свято-Троицкой лавры. Н. К. Рерих писал в статье «Душа народов» о Св. Сергии Радонежском: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию». Е. И. Рерих писала, что «смысл всей деятельности Преподобного Сергия не во внешней церковности, но в его высоконравственном влиянии на современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа создавая тем мощь государства».
Значение труда, созидания занимают главное место в мировоззрении Рерихов. На картине «Сергий Строитель» (1924) Св. Сергий изображен неутомимым тружеником. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд»,— писал Н. К. Рерих в путевом дневнике.
Св. Николаю посвящено Н. К. Рерихом несколько работ. Одна из них «Никола» (1916) представлена в экспозиции, подлинник находится в Национальном музее «Киевская картинная галерея».
«Пантелеймон-целитель» (1931), «Борис и Глеб» (1942), «Звенигород» (1933), «Крестный ход» (1920-е), «Свет побеждает тьму» (1933) представляют православный цикл.
В экспозиции буддийского Востока центральное место занимает картина «Сокровище Мира. Чинтамани». Раздвинулись огненные горы, и в мир спускается белый Конь — символ Духовного провозвестия, прихода в мир долгожданного Спасителя, на спине коня Чинтамани, горящее огненным Светом Духовности. Е. И. Рерих писала: «Присылка этого дара с незапамятных времен знаменует наступающий срок сужденного объединения и мощи той страны, где он появляется... Восток особенно полон легенд об этом даре Ориона. Так и тибетский, и монгольский белый конь Эрдени-Мори, несущий Чинтамани (Сокровище Мира), тоже связан с этим появлением».
Провозвестие Огненной Эпохи проходит через Священные Писания всех великих религий, под этим названием вышли Книги Учения Живая Этика — Агни-йога — подготавливают сознание человечества к предуказанному космическому событию. В картинах «Держательница Мира», «Песнь о Шамбале» запечатлены образы Е. И. Рерих и Н. К. Рериха, свидетельствующих в своем творческом наследии (картинах, книгах, научно-философском учении) о наступлении Новой Эры.
Легенда о Шамбале воплотилась в картинах Н. К. Рериха: «Весть Шамбалы», «Послание Шамбалы», «Письмо Шамбалы», «Сага о Шамбале» и многих др. За легендами о Шамбале стоит реальность, о которой писали Рерихи в своем литературном наследии, как о конкретном месте на географической карте Земли, где они побывали, С Шамбалой связана и группа Учителей Человечества, духовных Учителей, Махатм, которые направляют эволюцию Земли и людей. О Шамбале Н. К. Рерих писал в своих литературных трудах «Шамбала сияющая», «Алтай-Гималаи» и др. В экспедиционном дневнике Рерихом записано: «Слово о великой Шамбале, или таинственной Калапе индусов звучит как символ великого будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока».
В зале семьи Рерихов представлено литературное наследие всех членов семьи и художественные альбомы работ Н. К. Рериха и С. Н. Рериха. Е. И. Рерих писала под 5-ю
псевдонимами: Наталья Яровская «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», Наталья Рокотова «Основы буддизма», Ж. Сент-Илер «Криптограммы Востока», Искандер Ханум «Чаша Востока», Сундри «Письма из Гималаев».
Эпистолярное наследие Е. И. Рерих составило 9-ти томное собрание, изданное Международным Центром Рерихов (Москва). Представлены и прижизненные издания писем Е. И. Рерих и Н. К. Рериха на английском и русском языках, вышедшие в США, Латвии, Франции. В витринах находятся: 3-х томное собрание сочинений М. Метерлинка, иллюстрированное Н. К. Рерихом, прижизненные издания о Н. К. Рерихе: А. Ростиславова (1916), С. Эрнста (1916), А. Мантеля (1912), А. Гидони (1915); Журналы: «Апполон» (1911), «Мир искусства» (1904), «Искусство» (1905), «Старые годы» (1914), «Искусство и художественная промышленность» (1898) и др. Помещена литература изданная в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, каталоги выставок, подлинные письма Н. К. Рериха и его автографы.