ЗАЛ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Зал Учителей человечества иллюстрирует идею объединения всех религий, единый источник их происхождения. Вся семья Рерихов глубоко была убеждена, что в основе всех религий лежит прежде всего Учение развития мироздания и человечества (космогенезис и антропогенезис). Различия же существуют во внешнем или обрядовом культе. Серия картин Н. К. Рериха «Знамена Востока» сложилась в 1925 г. из 19 картин и посвящена великим святым, подвижникам, основателям мировых религий. Среди них: «Моисей Водитель» (1925) — библейский пророк, автор пятикнижия, о котором Е. И. Рерих писала: «Моисей был воистину водителем, он явился создателем народа израильского». «Магомет на горе Хира» (1925) — основатель религии Ислама и первой общины мусульман. Н. К. Рерих записал в дневнике: «Тот же самый — Старого и Нового Завета — архангел Гавриил на горе Хира указал Магомету начать проповедь». «Конфуций» (1925) — древнекитайский мыслитель, создатель этико-политического учения, основатель конфуцианства. «Лао-Цзы» (1925) — основатель философско
религиозного учения даосизма. Н. К. Рерих говорил, что «изображен Лао-Цзы на священном черном быке, который едет в Тибет». Великий католический «Святой Франциск Ассизский» (1932) изображен в сюите из трех картин: «Мадонна Орифламма» (1932) со знаменем Мира и Культуры в руках, «Св. Сергий», который держит возрожденный Храм Духа на руках и земля под его ногами является единым целым с землей, на которой стоит Св. Франциск. Н. К. Рерих отразил в полотнах славянскую идею «софийности», «соборности», как писал философ серебряного века В. Л. Соловьев, а Ф. М. Достоевский назвал это явление «всемирной отзывчивостью». Христианский цикл представлен картинами Н. К. Рериха: «Христос» (1933), «Чаша Христа» (1925), «Знаки Христа» (1924), «Искушение Христа» (1932), «Схождение Христа во Ад» (1933). С. Н. Рерих почтил сына Божьего — Христа — полотнами: «Господом твоим», «Пиета» (1960), запечатлев в картинах принесенный Христом Завет: «Нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя».
Буддийский отдел Учителей представлен картинами Н. К. Рериха и С. Н. Рериха (репродукции), подлинными иконами (танками) монгольского письма XIX в., скульптурами малых форм Будды (XIX в.) и Божествами буддийского пантеона — Авалокитешвара (покровитель Тибета, XIX в.), Кубера (покровитель всяческих богатств, XIX в.) и культовыми предметами (XIX в.). Женские божества — Белая и Зеленая Тары выполнены на холсте, монгольского письма (XIX в.). «Будда-Победитель» (1925) Н. К. Рериха — это вершина духовного завоевания человека, ставшего Буддой (санскр. «просветленный», «озаренный высшей мудростью»). Н. К. Рерих называл Будду «учителем жизни», «львом бесстрашия»; писал о том, что "пришло
время, когда из-за позолоты идола появляется лик Будды, Великого общинника, учащего против собственности, против убийства, пьянства, излишеств. Появляется могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию». Индийская религиозная традиция индуизма представлена великими Обликами «Кришны», «Бхагавана» (Рамакришны, 1945), написанными Н. К. Рерихом, а также культовыми скульптурами Кришны и его духовной женской половины Радхи. Подлинник традиционной иконы на холсте (пичхая), изображает Бога Кришну в образе Пастуха с Гопи (пастушками). Пичхая подарена учёным-востоковедом Натальей Михайловной Сазановой.
К образу Матери Мира Н. К. Рерих обращался неоднократно и в живописи «Матерь Мира» (1924) и в своих очерках: «На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительны обращения, посвященные этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего». Кульминацией картин Н. К. Рериха является триптих «Да будет Владыка!» («Fiat Rex», 1931). Учитель изображен в сиянии Славы, во всей своей духовной силе и мощи Света. В его руках Камень, описание которого встречается во всех легендах мира. Согласно легенде, Камень пришел на Землю из созвездия Орион в незапамятные времена. На месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света — Шамбала. По сей день Камень пребывает в Обители и осуществляет связь между мирами Земли и Космоса. Осколок Камня доверяется только самым достойным из людей.
Неоднократно Н. К. Рерих и С. Н. Рерих изображали ларец, в котором покоится осколок основного тела Камня: портрет Е. И. Рерих и Н. К. Рериха, «Матерь Мира», «Сожжение тьмы», «Держательница Мира» и др. Н. К. Рерих и Е. И. Рерих свидетельствуют в своих литературных трудах о получении этого Камня и высокой Миссии с Камнем связанной.
На триптихе «Fiat Rex» слева и справа от Учителя — символические изображения Н. К. Рериха — в облике средневекового рыцаря, и Е. И. Рерих ‑ несущая Свет и свиток Знания.
В центре зала Учителей — рельефная карта-макет с обозначением маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, которая продолжалась 5 лет (1923-1928) и собрала огромную научную, культурную жатву. Успех экспедиции был обеспечен и старшим сыном Рерихов ученым-востоковедом Ю. Н. Рерихом, который владел более чем 30-ю языками, включая многие наречия Тибета.