Журнал Лига Культуры № 10

Журнал Лига Культуры № 10

Электронная версия журнала Лига культуры № 10 в свободном доступе на нашем сайте!

ШТУРМ БЕЗ ГРОМА ПУШЕК!

Татьяна Слонимская, главный редактор журнала «Лига Культуры». Израиль

…без грома пушек часто совершаются …
непоправимые ошибки против Культуры
Н. К. Рерих

С претензией на Культуру!

Право стать человеком есть у каждого. За утверждением: «Человек звучит гордо» стоит Культура, но за всяким людским бесстыдством таится ее антипод. Мудрейшие предупреждали: «Слушайте, люди дойдут до такой бездны, что распнут лучшего»1. Распяли! Опять распяли лучшего и лучшее! История повторяется, в это невозможно поверить, но поверить придется, – слишком очевидна действительность! И действительность такова, что в XXI столетии цивилизованный мир стал свидетелем акта вопиющего вандализма – санкционированного погрома Храма Культуры! На сей раз печально знаменитая история произошла уже не в Америке как в прошлом столетии, а на территории Российской Федерации, в самом центре Москвы и что особо примечательно, в преддверии международного женского дня. Неопровержимый факт: 7 марта на территорию Международного Центра Рериха (Малый Знаменский переулок, 3/5) ворвался вооруженный ОМОН! Последовательность дальнейших действий официальных представителей власти, сотрудников Государственного музея Востока и специально приглашенных в качестве экспертов лиц из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке достаточно подробно освещалась сотрудниками Международного Центра Рерихов (МЦР) на созванной вскоре после событий пресс-конференции. 7 марта сторонники МЦР теперь именуют черным днем российской культуры. Но, как запишут в истории день вынесения приговора? Спустя две недели после описанных выше событий (20 марта 2017 г.) арбитражный суд Москвы решил удовлетворить просьбу Музея Востока (ГМВ) и выселить Международный центр Рерихов (МЦР) из помещений усадьбы Лопухиных. Приговор оглашен! Но как когда-то звучит: «Свершилось!» Свершилось для всех, но для каждого свершилось свое…

Охота за наследием семьи Рерих, при имеющихся доказательствах за право им обладания, история давняя и глубоко возмутительная. Однако шокирует сегодня не меньше и другой факт: официальный государственный канал РФ в подаче материала продемонстрировал фактически солидарность с теми, кто с претензией на культуру, без тени смущения рассуждал о законности проведенной операции и своей непричастности к делу!

Кому «кричит» общественность и кто слышит этот голос?

Цинизм без границ! Именно так должно характеризовать все без исключения действия охотников за наследием семьи Рерих. В ход пущено самое изощренное оружие – государственная забота о Культуре во благо общественности! И если идея лиц, заинтересованных в деле, ясна, то самое время поинтересоваться мнением той самой общественности, ради которой якобы и предпринимались радикальные меры. Погром Международного Центра Рерихов путем изъятия полотен, подаренных главой бывшего «Мастер-банка» Борисом Булочником, а заодно и других экспонатов, не имеющих отношения к меценату, грубейшее нарушение законов, допущенное следственными органами, попрание музейных норм и элементарных прав человека в отношении сотрудников МЦР – акт глубоко взбудораживший мировую общественность! В защиту истинного правопреемника выступили как различные общественные организации, так и известные личности. За право быть услышанными, за исполнение воли
С. Н. Рериха, передавшего МЦР (в общественные руки) наследие семьи, подписано бесчисленное множество петиций, непосредственных обращений в Министерство Культуры РФ и администрацию президента. Абсурдность ситуации абсолютна – общественность «кричит» государству о сохранении культурного наследия в завещанной ей форме, а «чиновники от Культуры» в угоду интересантам разбивают ту самую форму и «выпускают на волю» то, что может исчезнуть безвозвратно! Лучшей заботы, проводимой в рамках государственной программы по сохранению культурных ценностей, трудно представить. Между тем, привезенное из Индии наследие было доставлено в СССР на определенных условиях и главные свидетели договора вполне могли бы подтвердить его подлинность. Экскурс в историю будет интересен не только молодому поколению, но полезен и тем, кто слегка подзабыл или вовсе не в курсе.

Читать дальше…

Из архивных документов:

Газета «Правда» 18.11.1989 г. № 322. Из сообщения ТАСС.
«…С. Н. Рерих находится в Советском Союзе в связи с созданием советского фонда Рерихов…
С. Н. Рерих выразил искреннюю признательность за внимание, которым он был окружен, за поддержку и помощь в создании фонда Рерихов и будущего центра-музея Н. К. Рериха в Москве…»
Это же сообщение было перепечатано в газете «Советская культура» от 21.11.1989 г. № 138.
Газета «Правда» от 27.11.1989 г. «Стремиться к прекрасному» автор статьи А. Печерский.
«… Сын Н. К. Рериха, Святослав Николаевич, талантливый художник и философ и его жена Девика Рани-Рерих приехали в Москву в связи с созданием советского фонда Рерихов. На его базе в Москве скоро откроется центр-музей Н. К. Рериха. Создаваемый центр, – говорит Святослав Николаевич, – сможет сыграть большую просветительскую роль в знакомстве с огромным творческим наследием Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. О том, как все меняется в мире, можно судить хотя бы по огромному числу людей, интересующихся учением Рерихов в Советском Союзе, в других странах мира…»
Газета «Советская Культура» от 23.11.1989 г. из беседы Ирины Пироговой со Святославом Николаевичем Рерихом.
«…Я сам выбрал для будущего Центра-музея Николая Константиновича бывший особняк княгини Лопухиной возле Пушкинского музея на Волхонке. Это прекрасный уголок старой Москвы, где атмо-сфера проникнута духовностью и красотой…»


***

Это лишь небольшая часть из опубликованных в прессе материалов по делу о наследии и его преемнике. Как видим, речь идет о конкретной, всем понятной структуре (общественной) и о создании Фонда для ее поддержания. И это документ! То самое подлинное свидетельство, которое в цивилизованном мире принимается за доказательство государственной судебно-правовой системой. И помимо договора о наследовании за подписью Святослава Рериха, газетные публикации в официальной прессе того времени служат историческим неопровержимым доказательством права обладания наследием. Разумеется, выбранная Святославом Николаевичем форма функционирования Центра Рерихов была продумана им изначально. Причина объяснима и как никогда понятна сегодня. 25 лет назад была разрушена мощнейшая государственная система –
Советский Союз, обернувшаяся трагедией для миллионов людей… О том, как функционировали, как приватизировались в то время многие государственные предприятия и объединения на территории бывшего СССР, многие знают не по наслышке. Но именно в условиях всеобщего хаоса зарождалась и крепла общественная организация, превратившая Музей Рериха в Международный Культурный Центр. Столь уникальное явление имеет свое объяснение и сопоставимо разве что с ситуацией, когда разрушается внешнее – «тело», проще сказать форма государства, но сберегается главное – его душа, которая в условиях сохранности и духовного роста сознаний становится причиной рождения новой государственности. И если подходить к ситуации философски, тогда понятие «общественное сознание», взращенное на почве Красоты и Знания, что, по словам Н. К. Рериха, слагает ступени Культуры, является залогом бессмертия.
В основе всего, конечно же, лежит воспитание! Образование молодого поколения в лучших традициях Живой Этики – научно-философской системы, пронизывающей все наследие Рерихов, утверждение качественно нового направления в воспитании детей и молодежи – гуманной педагогики – одна из главных задач МЦР с начала его работы.
Самое время сказать о той, кто встал у руля, о Людмиле Васильевне Шапошниковой – ученом-востоковеде, писателе, общественном деятеле, кандидате исторических наук, заслуженном деятеле искусств РФ, первом вице-президенте МЦР. Приняв наследие легендарной семьи от Святослава Николаевича Рериха, Людмила Васильевна незамедлительно включилась в работу. Полуразрушенное здание усадьбы Лопухиных в скором времени превратилось из руин в прекрасный особняк – в Международный Центр Рерихов. Все складывалось так, как и мечтал Святослав Николаевич. Работа кипела, развивая всевозможные направления, в том числе и большую издательскую деятельность. Но уже на ранней стадии становления Центра было понятно, что просто не будет.
В одном из интервью Людмила Шапошникова затрагивает важнейшие моменты, которые сегодня возвращают нас к истине.
Из беседы с журналистом.
– Могу ли я понять Вас так, что на наследие Рерихов, кроме Фонда, претендовали какие-то другие организации?
– По сведениям, которые у нас имеются, я могу ответить утвердительно. К наследию Рерихов проявили интерес самые неожиданные организации. И очень влиятельные. Не забудьте, наследие – это ценность, и ценность немалая. «Куда Вы лезете, – сказало мне одно должностное лицо. – В этой игре высокие ставки!»
– И где бы оказалось наследие? Может, и на международных аукционах?
– Во всяком случае, не там, где оно сейчас и куда предназначал его Святослав Николаевич. (Литературная газета от 30.05.1990 г.)
Вопрос, кому и чем мешает общественная структура МЦР, отнесем к риторическим. Важен сам принцип – воплощение воли недоброй. Источник его, совершенно понятно, обитает вне поля Культуры, оттого и исполнители в «масках»! Лики свои «скрывают» они за новыми грандиозными проектами, невероятными по масштабам и безумными по своему воплощению. И как дано было: «По плодам узнаете», так и… В марте 2016 г. узнали о мультимедийных выставках под названием «Рерих – Живые полотна», проведенных в формате ps-3D, где были представлены свыше трехсот работ Николая Рериха. Выставки проводились во многих городах России и за рубежом. Для достижения спецэффекта работы Мастера подверглись надругательству – репродукции были разрезаны, что недопустимо по сути в рамках приобщения к высокому искусству, но главное, такое решение изменило концепцию самих картин для восприятия зрителей. Посетители должны были отправиться в экспедицию за приключениями?! Именно так представило этот проект интернет-издание «Global City». Автор Надежда Плотникова поясняет: «…Все это в совокупности, по словам организаторов выставки, позволит публике почувствовать энергетику горных походов и приключений, запечатленных на многих работах Рериха…». За время работы выставки, – продолжает автор материала, – в ее рамках можно будет послушать лекции о творчестве Рериха, сидя на пеньках вокруг костра, поваляться в палатках и в гамаках, почувствовать себя в экспедиции, надев огромный походный рюкзак, и выпить из термоса горный чай.
Организаторы выставки – Государственный музей Востока (ГМВ), непосредственно заместитель директора по научной работе, доктор искусствоведения Тигран Мкртычев, кому собственно сегодня и доверена судьба изъятых из МЦР экспонатов. Судя по всему, автору проекта не до концепции представленных на выставке работ, не до сути таких полотен, как «Знамя Мира», «София Премудрость», самой серии «Знамена Востока». Не до целей и задач сложнейшей и опаснейшей экспедиции Рерихов. Очевидно то, что в своем стремлении популяризировать, сделать доступнее мир Рериха, инициаторы выставки избрали более упрощенный путь. Решено было прибегнуть к достижениям цивилизации, а не к культурному достоянию, о сохранности которого заботится МЦР, вдохновленный на путь «стремления к прекрасному» Святославом Николаевичем.
Мы привели лишь один пример из серии грандиозных проектов, поддерживаемых министерской рукой «от КУЛЬТУРЫ»! А сколько подобных выставок, оскорбляющих истинное духотворчество великих Мастеров, проводится в последнее время в стенах Эрмитажа?
С содроганием вспоминается воплощение идеи бельгийского автора Яна Фабра и прочие инновации, допущенные руководством к выставочной площадке крупнейшего из музеев мира. Как сочетается подобное с понятием «Культура» в лиге обозначенных Рерихом направлений? А ведь должно сочетаться! Именно о такой работе мечтал распятый чиновниками нынешнего Министерства культуры в своей стране, ученый, путешественник, великий художник и миротворец Н. К. Рерих.
Предваряя протестной статьей десятый, юбилейный выпуск международного журнала «Лига Культуры» – проект Одесского Дома-Музея им. Н. К. Рериха, считаем необходимым разъяснить нашу позицию. Редакция не может остаться равнодушной к событиям в стране, где находится наследие великого миротворца Н. К. Рериха. Несомненно, нас волнуют проявления вандализма по отношению к Культуре как таковой в любой точке мира. Но когда речь идет о спасении Международного Центра Рерихов, о наследии семьи основателя Пакта Рериха, единственного правового документа, защищающего бесценное понятие, такое как «ДУХО- ТВОРЧЕСТВО», запечатленное в прекрасных формах и направлениях носителями Культуры, мы за то, чтобы звонили во все колокола!

О памятном дне и непреложной необходимости

Накануне празднования Всемирного Дня Культуры –15 апреля, утвержденного в год подписания Пакта Рериха (1935 г.), хотелось бы напомнить, что под защитой данного Договора как безусловные ценности находятся и памятники, и объекты культурного назначения, и печатная продукция. Усадьба Лопухиных, со всеми строениями на ее территории, является одним из таких объектов. И что особенно ценно – все восстановительные и реставрационные работы проводились исключительно силами мировой общественности. Ситуация с государственными структурами РФ, заявившими свои права фактически на международное (внегосударственное) достояние, выходит конфликтная. Подвергшись вооруженному вторжению на арендуемой у государства территории, заметим, в мирное время, МЦР однозначно нуждается в правовой защите и имеет на нее беспрецедентное право!
Если идея Пакта Рериха принята в России не на словах, если Знамя Мира в Государственной Думе РФ пусть периодически, но все же напоминает о своем назначении, то системе власти (в лице Министерства культуры) не пристало идти против канонов цивилизованного общества и продолжать не замечать мнений большинства, давно взывающего к элементарной этике. Правда, современный мир от сюрпризов не застрахован. И обещание создать новый музей Н. К. Рериха государство вполне может выполнить и даже довольно скоро. Может приурочить такое событие к какой-нибудь памятной дате, и с известным размахом пригласить «отведать плоды» от своих заботливых начинаний. Вот только чье это «дерево» и где его корни? Не распознав вначале, потом уже и не вспомнить о воле Святослава Рериха, о его выступлениях в России, о завещании? Но это будет совсем другая история, история другого музея, других людей. И, если произойдет все именно так, как диктует пока только воображение, этот день в летописи будет записан как дежавю. Поневоле вспоминается ситуация с москов-ской квартирой Юрия Рериха – известного ученого-востоковеда. В семидесятые годы прошлого столетия Святослав Николаевич был всерьез обеспокоен судьбой наследия безвременно ушедшего в 1960 г. брата. Часть имущества, представляющего научную ценность, оставалась тогда в той самой квартире, которую постигла печальная учесть. После нашумевших событий с правами на наследие Юрия Николаевича прислуги семьи Рерих И. Богдановой и вмешательства в дело государственных структур сохранились печальные свидетельства, которые просто нельзя не принять к сведению. Из беседы Святослава Николаевича с художником и учеником Н. К. Рериха Борисом Смирновым-Русецким: «Передайте всем друзьям, чтобы они не посещали квартиру Юрия Николаевича. Она осквернена…». Интересно, что сказал бы сегодня Святослав Николаевич о готовящемся проекте – новом музее семьи Рерих, если бы узнал, о том, какой ценой он вызван к жизни?! Что в основе музея лежит не культурная преемственность – оплот эволюции, а революционный штурм без грома пушек?!
Пакт Рериха – договор международный и совершенно справедливо, что мировая общественность отстаивает право деятельности и интересы МЦР, как правопреемника наследия семьи Рерих в рамках закона о подписании данного договора! Но, как и столетие назад, сохраняется необходимость в мастерстве такого юриста, о котором писала Е. И. Рерих в связи с погромом музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
Журнал «Лига Культуры» поднимает самые разнообразные темы и предоставляет возможность приобщиться к идее Н. К. Рериха, по значению которой нет в мире равных. Что может быть лучше созидания, познания, совершенствования? Что может быть лучше лиги мыслетворчества, позволяющего эволюционировать до состояния, качественно отличного от того, что сегодня вызывает всеобщее недовольство или попросту безразличие от отчаяния?
Мы признательны всем нашим авторам за желание поддерживать культурное направление и развитие тех сфер, которые они представляют в своих материалах. Напомним, согласно идее Н. К. Рериха по созданию «Лиги Культуры», как международной организации, работающей во всех направлениях, в структуре журнала те же десять разделов. В каждом из них живет энергия подвига, ответственности, красоты и созидания во имя Культуры. Документальные материалы, будоражащие память о недопустимом в годы Второй мировой войны, стали практически регулярными и истории, о которых нельзя забывать, для конкретных авторов попросту личными. Об одной из таких историй повествует автор из города Гиватаим (Израиль) Симма Яшунски, представляет которую автор многочисленных публикаций Яков Басин в рубрике «Воспитание».
Текущий номер посвящен памяти Юрия Николаевича Рериха – 115-й годовщине со дня рождения ученого. В рубрике «Духовное совершенствование» читатели смогут познакомиться с материалом об искусстве буддизма в творчестве Н. К. Рериха. Не многие знают о том, что именно этой теме была посвящена одна из исследовательских монографий востоковеда Юрия Николаевича. В этом номере приняли участие уже знакомые читателям авторы, но присоединились и те, кто, вдохновившись идеей проекта, решил поделить своими находками в исследуемых областях. Мы с удовольствием представляем материал автора из Молдовы,
М. Е. Шлапак, доктора искусствоведения с темой об османских эпиграфических источниках.
И возвращаясь к теме насущной, хотелось бы дополнить. Редакция отдельно благодарит иерусалимский пресс-клуб и Международную Ассоциацию Израиль–Азербайджан (АзИз), в частности Александра Аграновского – руководителя иерусалимского отделения данной Ассоциации, а также публициста-историка, культуролога Якова Басина, доктора искусствоведения, театроведа Злату Зарецкую и Галину Подольскую – историка литературы и искусства за готовность отстаивать идею семьи Рерих в рамках, не знающих для Культуры границ! Выражаем глубокое почтение всем, кто понимает значение и важность кооперации сил в деле охраны и безопасности наследия Н. К. Рериха! Невозможность допущения уничтожения этого наследия во всех мыслимых и немыслимых формах, дело не только МЦР, но всех тех, кто понимает суть происходящего.
Истинно: «Произносить слово «Культура» – одно, а понимать, что есть культура, и быть культурными людьми – совершенно другое».

(Е. И. Рерих. Письма. 7 октября 1935 г.)