Журнал Лига Культуры № 13

Журнал Лига Культуры № 13

Электронная версия журнала Лига культуры № 13 в свободном доступе на нашем сайте!

НЕДОСТАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ.
КАК НЕ УТРАТИТЬ ЧУТЬЁ, ОПРЕДЕЛИТЬ МЕРУ И НАУЧИТЬСЯ УВАЖАТЬ ТРУД

Татьяна Слонимская, главный редактор журнала «Лига Культуры». Израиль

Чужой труд смотрелся через уменьшительные стекла. Никто не хотел искренне понять, насколько все виды труда зависят и сотрудничают друг с другом.
Н. К. Рерих


«Душа обязана трудиться!..» – утверждение Н. Заболоцкого поддерживается вековой мудростью о движущей силе труда. В согласованном ритмическом рисунке: «…и день и ночь, и день и ночь» просматривается пульсация вселенского принципа Постоянства, благодаря которому душа-труженица выполняет свою эволюционную задачу. На вопрос, чем такой душе обязан собственно человек, естественные науки отвечают – бессмертием! И речь идет отнюдь не об увековечивании имен, за которыми стоят великие дела и открытия. Приоритет сознания, его надличностный рост, превращает иллюзорную мечту о нахождении философского камня в реальность. В одном из трудов философского Учения Востока можно найти следующие рекомендации: «Нужно посоветовать человечеству утроить напряжение труда» Надземное, 438. Для прояснения условий задачи предлагается осознать значение труда, заглянуть вглубь понятия «труд» и сопоставить все это с тем, с чем мы сталкиваемся в нашей действительности.

Тема «труда» – ключевая для 13-го номера «Лиги Культуры». Работа Н. К. Рериха «И мы трудимся» на обложке журнала, задает основную тональность выпуска; проходя через модуляции в десяти рубриках, заданная тема возвеличивает виды творчества и достигает своей логической кульминации.

Труд, как один из главнейших аспектов Культуры не может и не должен оставаться в тени повседневности и тем более носить характер безысходности. Задача любого живущего на Земле человека поднять понятие «труд» на должную высоту. Механизм известен, и если довериться вышеприведенному утверждению, что «…все виды труда зависят и сотрудничают друг с другом», то можно предположить, что существует и единый связующий элемент для получения достойного результата. Философия Востока упоминает о Культуре Сердца! Достаточно задействовать эту энергию, направить ее между различными видами труда и необходимость в таком подходе возрастет в геометрической прогрессии. Чем и как нам это поможет? Ответ дает современная действительность, из которой, судя по всему, попросту изъят столь необходимый для качественной жизни элемент. Неужели для того, чтобы «вернуть его на свое законное место» нам нужны потрясения? Возможно, именно этот прием и использует матушка Природа, когда Ее величайший Закон «причинно-следственной связи», (именуемый на Востоке Кармой) заставляет пожинать плоды труда бессердечного, проклинаемого, а значит и неполезного. Многие возразят, аргументировав свое несогласие тем, что на Земле достаточно любящих свое дело людей, свою работу, профессию, что и составляет большую часть повседневности! Как знать, быть может поэтому «Земля еще вертится!»? Но не будем забывать о пропорциях и различиях между понятиями: «интерес», «заинтересованность», «необходимость», а также умение добывать и применять сердечную энергию, когда своевременно упомянуть о категориях добросовестности и любви. Можно ли хорошо выполнять свою работу без указанного элемента (культуры сердца)? Практика показывает, что уместнее перефразировав вопрос, перенаправить его в сторону личной заинтересованности. К какому специалисту хотелось бы попасть, дабы наилучшим образом разрешить свою ситуацию? Ответ очевиден, осталось лишь отметить, что нет такой сферы, в которой труд бессердечный (небрежный) мог бы подменить собой настоящий. Труд обучения, труд постижения, труд реализации и терпеливого поиска. Труд долгий, мучительный, но сладостный одновременно, только такой труд дает результат. Правда сегодня немало тех, кто может посчитать себя специалистами в сфере далекой от полученного ими образования, или даже при полном его отсутствии. Достаточно закончить краткий, но дорогостоящий курс, получить удостоверение с «правом» рассуждать, учить или лечить – и все в полном порядке. Подобное «благополучие» указывает на неуважение к затраченному труду дипломированных специалистов в конкретной области, а также на принижение той сферы, в которой, без особых затрат на часы академического образования, хочется проявлять себя и получать мнимое удовлетворение в виде неплохого, пусть даже разового, вознаграждения.

Читать дальше…

Труд физический и труд духовный – неизменные спутники! При благотворном посредничестве ума и сердца, столь плодотворное сотрудничество могло бы преобразовать наше жизненное пространство почти в идеальное, в котором действительно можно было бы почувствовать себя человеком. Но, увы, пока совершенно очевидно, что человечество движется в ином направлении. Его лучшая, называемая прогрессивной, часть, активно занята другим, прямо противоположным, – проецирует и извлекает из пространства мысли об упразднении труда. С точки зрения помощи человеку, в этом нет ничего предосудительного. А если не помощи, если замены? Ставки делаются на технические инновации, но многие ли задумываются о последствиях? О том, что именно приобретается и что утрачивается при одностороннем развитии высокотехнологичных разработок? Сколько ментальной энергии задействовано для достижения результата: сведения до минимума ценнейших энергетических затрат в целях облегчения труда и высвобождения времени. В результате вы-свобождается не просто время затраты труда, одновременно с этим высвобождается жизненноважный элемент, о котором проще не думать, чем пытаться его сохранить и уже тем более преумножить. Отсюда столь колоссален успех многочисленных презентаций в области высоких технологий, на которых демонстрируются недюжинные способности роботов, готовых заменить человека в различных сферах обслуживания и даже в операционных.
В век технического прогресса нам восторженно рассказывают о том, как робот не просто помогает врачу, а как проводит сложнейшие операции, заменяя врача. И можно долго утверждать, что важнейший элемент, «благостного единения», запрограммирован изначально, что заложен в самой идеи проекта, но рискнет ли кто оспорить факт, что процесс любого оперативного вмешательства, нуждается в незримом участии сердечного элемента, который активизируется при непосредственном взаимодействии врача с живым организмом! Подобные высокотехнологичные чудеса предлагаются сегодня сферой транспортного обслуживания, пищевой промышленности, образования, воспитания и даже искусства. Оказывается, что современный робот способен легко заменить художника, музыканта, воспитателя, способен оказывать любые услуги человеку, который готов и даже желает их принимать. Все приходит в движение согласно желанию и праву потребителя на свободу выбора, но только тогда, когда выбора у нас практически нет. За нас решают, что внедрять, а что запустить чуть позднее. Решают, что есть и что пить, что ценить, а от чего пора отказаться за ненадобностью. Нам объясняют, как проводить досуг, быть модным и современным, что слушать и что читать. С нами говорят о желаниях, о наслаждениях, о комфорте, уводя далеко от понятия «настоящая мечта», за воплощением которой всегда стоит титанический труд. Мы разучились мечтать, обмельчали в своих желаниях и практически не ставим цели, полагаясь на судьбу, но забывая о том, что судьба – это продукт личного духотворчества! Философия Жизни интересует немногих, зато многих интересует то, что определяется как прогресс во благо цивилизации, и мы готовы инвестировать свой энергетический потенциал во все новое, но только в то, что можно потрогать, неслыханно удивиться и заработать. Но за поддержкой подобных инновационных идей исчезает чутье, отвечающее за безопасность и охрану тех ценностей, которые во все времена шли под грифом «незыблемое». И уже неважно где, на каком этапе исчезло чутье и произошла подмена понятий и ценностей, важно то, что все меньше становится тех, кто готов об этом говорить. Гораздо проще сослаться на темпы и условия жизни, из-за которых сегодня у врача нет времени осматривать каждого пациента, нет времени думать, наблюдать и анализировать. Львиную долю за врача выполняет сегодня техника. Благодаря техническим данным, но никак не собственной проницательности, которая не развивается, а лишь утрачивается с годами, такой специалист назначает лечение. За дозировку лекарств сегодня ответственен опять же не врач, а компьютерная программа, которая до миллиграмма способна рассчитать необходимую дозу в соответствии с указанными параметрами. Браво техническому прогрессу! С его помощью мы шагнули так далеко, что отпала необходимость думать, за что мы когда-то ругали школьников, производящих элементарные расчеты на калькуляторе. Но можно ли такой подход именовать «искусством врачевания»? Из курса истории медицины каждый новоиспеченный специалист должен понимать, о чем идет речь, как трудились его предшественники, как прилагали свой сердечный потенциал для выбора средств лечения и изготовления лекарств, направляя свою бесценную энергию к пациенту. И если кому-то захочется возразить, напомнить о том, что жизнь не стоит на месте, то пусть потрудится ответить на вопрос о выгоде, средствах и целях.
Не для кого сегодня не секрет, что за подобными высокотехнологичными разработками стоят огромные инвестиции, которые оправданы не только перспективой с точки зрения экономии: сокращение рабочих мест в определенных сферах, высвобождение времени, упразднение труда и минимизация ответственности. Прежде всего, все эти вложения оправдывают себя вмешательством в сферу запретную, на страже которой должна всегда стоять Культура. За нарушение ее условных границ, человечество расплачивается здоровьем, перспективой духовного роста, а стало быть, на кон поставлена возможность эволюционировать. Впрочем, многие современные разработчики утверждают обратное… Но не следует забывать о том, что представление многих из них об эволюции сводится исключительно к техногенной сфере. А как же быть с главным, с Природой и Ее естественными Законами? Что произойдет, если нарушить предел? Из отчетов ряда научно-исследовательских институтов об «успешном» внедрении в жизнь техногенных проектов, изысканий в области генной инженерии, оправдавших немалые материально-энергетические и трудовые затраты, следует сделать вывод, что предел нарушен и нарушен давно. И если большинству кажется, что ничего недостойного не случилось, то самое время сложить песню: «искусственная пища, искусственная радость, искусственные дети, искусственные мы!..» Полученный результат обязывает остановиться, задуматься и понять, что мы уже даже не перед выбором. Неверные, необдуманные шаги все больше перетягивает нашу пуповину с Природой, кто же заинтересован в ее обрыве? Многолетний труд в области нейролингвистического программирования и иных подобных техник, положен на то, чтобы перенаправить и поставить нашу ментальную составляющую на искусственные рельсы. Наиболее преуспевшие в этих областях смогут «творчески» подходить к планированию – моделировать жизнь во всех известных направлениях, когда лечить будут уже не врачи, учить и воспитывать не учителя, радовать искусством живописи и музыки не художники и музыканты, а хорошо освоившие такое моделирование кто? Сущность человека, как указывают все без исключения мировые религии и философии, подразумевает наличие наиважнейшего элемента – сердечного потенциала. Используя его, человек становится более развитым человеком и, соответственно, наоборот. Уничтожив потенциал за ненадобностью, можно «благополучно» дожить до старости, так и не узнав, что тебя давно нет.
Получается, что утрата основного элемента в производственной, культурной, медицинской, педагогической и любой другой отрасли, превращает труд человека из полезной деятельности не в благотворный механизм для нашего роста, а в разрушительный конвейер, фактически, в оружие широкомасштабного действия. Сфера влияния такого труда и его производного неоспоримо велика.
Помимо того, что большая часть человечества не рассматривает пользу труда, как истинно прогрессивную силу в эволюционном процессе, а видит в нем лишь насущную необходимость заработка, в лучшем случае продвижения по карьерной и социальной лестнице, так еще и не желает переориентировать свое сознание в верном направлении. Найдутся тысячи отговорок, несогласий и даже насмешек в адрес желающих искать и найти «недостающий элемент». «Если что-то содержит в себе тупое отрицание без построения мысленного, нужно смотреть на такое убожество, как на безумие…
Как мелочной лавочник признает числа для своей наживы, но смеется над высшей математикой, так же и невежда из терния великого подвига делает себе зубочистку.
Труд так же ведет к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание. Так труд есть молитва». АУМ, 62 (Рига, 1936 г.) «Также нужно завязать пояс труда, не как несчастье, но как достижение ступени». …При таком подходе к осмыслению важнейшего из понятий, человек научится ценить любой труд, предоставленный судьбой в качестве лучшего урока (приобретения опыта на определенном этапе жизни) и уже не сетовать на неверно использованную возможность собственного права выбора. Кроме того, чтобы избавиться от пагубной привычки и не рассматривать чужой труд через уменьшительные стекла, необходимо дать себе труд представить его своим. Желательно не просто представить, а максимально рассмотреть структуру и все необходимо-полезные функции. К сожалению, сегодняшний работодатель мало утруждает себя подобным занятием. Порой самый тяжкий труд оценивается пренебрежительно низкой оплатой, но если того требуют условия ведения бизнеса, значит самое время обратить внимание на его фундамент. О фундаменте дел человеческих, речь шла и в предыдущем номере «Лиги Культуры», (см. № 12) когда мы напрямую подошли к понятию «исполнительское искусство» и попытались рассмотреть его шире, нежели то являет конкретная творческая сфера. Для того, чтобы понять, что вся наша Жизнь – это сплошное поле для творчества, что от нашего подхода к ней зависят и условия ее и качество, а от отношения к ситуациям – вознаграждения или временные поражения, что терпение и искренний ритмичный труд выводят нас на тропу удачи, достаточно найти в деле которым выпало заниматься, смысл для самого себя. Изменить можно все, если не бояться делать что бы то ни было хорошо! А неизменным желательно оставить одно – желание поиска такого смысла! Неиссякаемый источник сил – это «Чаша Культуры», неиспившему из нее ни глотка, недотянувшемуся до нее в своих помыслах, неведомо о том, что такое благостный труд, к какой бы сфере не принадлежала его деятельность и сколь «высока» не была бы ступень его социального олимпа. Между понятиями «Труд»» и «Культура» существует взаимосвязь, а связующий элемент – «усердие», рождается от факта их взаимодействия. Без него мы никогда не узнали бы ни о выдающихся людях, ни об их достижениях. Как знать, быть может, не приложив элемент сердечности в своем деле по отношению к нуждающемуся в нем здесь и сейчас, мы не сможем получить его в свое время от кого-то другого? Нет, не в наказание, а лишь потому что таков Закон «Причинно-следственной связи». Потому как сами стали причиной разрыва связующей незримой нити, которая соединяет не только различные виды труда, но и сердца. Стоит ли высвобождать таким образом свое время, рискуя потерять невосполнимое? Благодаря сердечному элементу – приобретенному качеству – рождаются Личности, появляются те, кого глубоко трогают их дела и кому хочется о них рассказать. Так рождаются темы для раздела «Личность и время», запечатлеваются знаменательные события в анналах истории. Потому Усердие – следует почитать как движущий фактор эволюции; при любых жизненных обстоятельствах оно служит маяком в силу своих светоносных особенностей. А о том, как именно все происходит и почему, читатель узнает со страниц журнала «Лига Культуры». «…Если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в Прану и дает жизнь всему сущему. При осознании этого значения умственного труда явится и должное уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам. Лишь умственный труд дает нам и расширение сознания, и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу, и устремляет к радости беспредельного совершенствования». Е. И. Рерих. Письма. 11 окт.1935 г.