Журнал Лига Культуры №14

Журнал Лига Культуры №14

Электронная версия журнала Лига культуры №14 в свободном доступе на нашем сайте!

РОДОМ ИЗ...

Татьяна Слонимская, главный редактор журнала "Лига Культуры". Израиль

Рассеиваем суеверие, невежество
и страх. Куем мужество, волю и знание.
Всякое стремление к просвещению приветствовано.
Каждый предрассудок невежества обличен.
Мудрость Востока
(Живая Этика кн. Община, 1926 г.)

– Здравствуй, странник?
– Откуда ты родом?
– С чем пришел и зачем пожаловал?
Среди нас живут люди, которые с детства задаются вопросом о своем происхождении. Мучимые неизвестностью вырастают, но проделывают долгий путь, чтобы услышать в этих вопросах ответ.
Нам важно знать, откуда мы родом. Важно знать, из какой семьи и кто наши предки, каковы традиции и обычаи – очевидные элементы культуры! Языковая принадлежность, социальные нормы


и ценности – основные критерии, по которым представители любого народа, отождествляют себя с Культурной Общиной... Устойчивое понятие «КУЛЬТУРНАЯ ОБЩИНА» зачастую поддерживается определением «национальная», что указывает на ее вполне конкретную принадлежность. А что если убрать принадлежность к той или иной национальности, какая особенность будет характеризовать такую общину? Что составит ее суть, какой КУЛЬТУРОЙ будут объединены ее представители и на какой основе станут развивать свою деятельность?

Подобные вопросы в наши дни мало занимают представителей национальных культурных общин, любые публичные презентации запоминаются скорее внешней стороной, – яркими национальными костюмами, богатой кухней, прекрасными творческими номерами. Но если представить, что за той или другой национальной общиной тянется шлейф вековых духовных накоплений, которые, не ведая границ, незримо проникают в сердца тех, кто готов духовно обогащаться также на опыте другой, «соседствующей» культуры или сразу нескольких, легитимно предположить, что истинно Культурная Община все же имеет иной статус – наднациональный!

История такой Общины, слагает богатую антологию мировой духовной мысли, на что конкретно обращает наше внимание величайший представитель Культуры Н. К. Рерих. В эссе «Душа народов» (1932 г.) Рерих пишет: «…Среди множества славных имён Египта народ не забывает памяти славной Хатшепсут, обновительницы традиций, насадительницы просвещения и созидательницы. Среди тысячелетних сменявшихся династий народ умеет взять неоспоримое по достоинству имя и, когда нужно, обратиться к нему как к реликвии, всеобновляющей и укрепляющей.
Не смешает со множеством имён народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманином. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же, как и многие священные в памяти имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории.
Вспомним ли мы о дальнем Тибете, строение государства свяжется с именем великого Далай Ламы Пятого. Где бы ни блуждало сознание тибетское, в существе своём оно хранит это имя создателя Поталы и Тибетской государственности, хранит его, как истинный оплот сердца своего. Целый ряд был Далай Лам, но народ бережёт имя строителя, собирателя, созидателя. В этом сказывается неуклонный суд народной души…
И среди великих искателей, созидателей не забудем, что душа монгольская всегда бережёт у сердца образ Чингиза. Не говорит ли этим Монголия, так хранящая облик героя, о своём потенциале к восхождению?
И разве великое имя царя Соломона не является символом целой огромнейшей психологии? И разве сердце каждого еврея не бережёт в лучшем тайнике своём это несокрушимое, созидательное, громоносное имя? Уже не говоря о тех великих именах высших носителей Света, вышедших из сокровенной, священной колыбели Азии.
Ясно, что можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран и великих, и малых о безошибочном суде души народной. В этих воспоминаниях составится блестящий ряд выразителей стран, выразителей эпох  духа человеческого. Разнообразны будут эти выразители и по времени, и по положению своему, по окружавшим их обстоятельствам, но какая-то неоспоримая планетная ценность выявляется при отборе этих строительных прекрасных имён-понятий. Эти имена, они уже вышли за пределы личности, они уже стали синтетическими мировыми понятиями. Их вовсе не мало, и это хранилище Планеты, сокровищница творящего подвига, поистине прекрасна. Всеобъемлемостью своею, широтою своею выразители стран, народов, как белоснежные вершины Гималайские в лучах света, посылают друг другу привет, ничем не заслонённый. В дни празднеств Культуры все эти выразители лучших народных стремлений, запечатлевшие их трудом и подвигом, претерпевшие и не уклонившиеся, будут тем истинным украшением Планеты и прибежищем сердца народного, когда оно и болит, и тоскует по правде. Не они ли, эти выразители народов, помогут претворить тоску и боль поисков в праздник подвига?..»

Читать дальше...

Преувеличить важность, значимость роли национальных общин в деле созидания и продвижения Мировой Культуры невозможно. Слишком велико богатство каждой из них, дабы сокрыть от глаз чужих. Опасно блокировать культурные достижения в различных областях, не делиться данной энергией со своим и другими народами. Духовное накопление происходит по своим Законам, нематериального толка, где главным условием, после вложенного в дело труда, всегда будет отдача. Данному утверждению давно имеется научное обоснование, а поскольку мы сосуществуем со всем окружающим, находимся в лоне мощнейшего энергетического «банка», самое время вспомнить не только об имеющемся потенциале, но и об основном принципе – сохранении энергии.
В жизни мы имеем дело с различными видами энергий. Жизнь сама есть синтез энергетических потоков, к счастью управляемых, из чего следует, что желание улучшить ее качество не должно сопровождаться раздражением, сетованиями, гневом, или революционными бунтами, желанию должно сопутствовать улучшение качества всего нами производимого, в том числе и «обмена», который не может осуществляться хаотично. Этот основной принцип лежит в основании любых устроений. Упорядоченность энергий и грамотный обмен ими – признак уровня культуры! Идея и умение делиться с окружающими лучшим (в любой сфере) выводит нас на качественно иной уровень. Такой подход отличает культурное общество от общества «цивилизованных дикарей», о котором писал Н. К. Рерих в своем труде «Культура Победительница» в связи с накопленным опытом сквернословия, проявляющимся в самом широком смысле общего уровня образования. «Как безобразно сквернословить около понятия культуры. Тут уже ничем не оправдаетесь. Сколько бы ни пытались забывать о самом слове «культура» и ограничивать ее цивилизацией, все же даже на низших ступенях цивилизованной общественности всякая грубость уже исключается. Кто-то скорбно замечает о существовании цивилизованных дикарей. Конечно, всякие формы одичания возможны. С одной стороны, можно было видеть, как люди, поставленные даже в высшую степень уединения, не только не теряли, но даже возвышали свое человекообразие. И наоборот, очень часто даже среди так называемых цивилизованных форм жизни люди впадали в одичание, в звероподобность. Не будем называть примеры, ибо таковых у каждого достаточно. Все это лишь доказывает, насколько хрупки признаки цивилизации и как необходимо вспомнить о принципах культуры. И не для лжедней культуры, но для внесения ее основ в жизнь каждого дня. Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные Дни Культуры. Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточными. Ведь одно повторение слова «культура» еще не значит основание и применение этого понятия…».
Истинно, есть чем озаботиться каждому культурному объединению, каждому национальному культурному обществу, дабы не ограничить себя малыми или, того хуже, поддельными достижениями, но способствовать безусловно историческим событиям в плане духовного обогащения. Мир знает немало примеров взаимопроникновения культур, но немногие ученые способны дать верную оценку происходящему, – проследить с точки зрения перспективы и необходимости эволюционного продвижения за процессом влияния культур. Вместе с тем, история сохранила для нас неоспоримые доказательства этих процессов. Благодаря труду «Культурное Единство Азии» ученого-востоковеда, знатока тибетского и многих других языков Востока и Запада, великого исследователя и путешественника Ю. Н. Рериха (старшего сына Николая и Елены Рерих) мы можем проникнуть в атмосферу разных древних азиатских регионов, где подробнейшим образом анализируется процесс проникновения и влияния культур. «…Создание могущественной Кушанской империи в I в. н. э., охватившей помимо большей части Северной Индии дальние караванные пути Центральной Азии, облегчило обмен культурными ценностями. Именно в кушанскую эпоху буддизм прочно укрепился в Центральной Азии, к западу и к востоку от разделительной линии Памир – Тянь-Шань. Санскрит стал языком культуры в Центральной Азии и ускорил формирование и развитие местных литературных языков, на которые была переведена значительная часть буддийского канона. Возникли и расцвели важные местные культурные центры, достаточно вспомнить Хотан на юге Таримского бассейна и Кучу на севере…».
Вопрос о сохранении своей культуры достаточно сложен и всегда актуален. Сложен во многом потому, что нередко ошибочно истолкован сам принцип сохранения, – подход и решение задачи. Не искаженные, но верно понятые аспекты духовного Знания, заложенные в каждой национальной общине, дают четкое понимание того, что именно, каким образом, в какой мере и форме должно быть сохранено и передано поколениям. В каждой религии, в каждом народе определены незыблемые устои для успешного эволюционного продвижения. Известно также, что существуют и различные степени сознания со своим влиянием и плодами. Из чего следует, что высокая степень духовного сознания подсказывает, какие ценности для народа являются определяющими, а какие пережитком прошлого, принявшими искаженную форму, нередко мешающую новым сознаниям эволюционировать.
Концептуальное понятие «закрытая культура» свидетельствует об известной степени стабильности традиционных моделей поведения внутри конкретной общины, типе взаимоотношений между собой и внешним миром. С учетом изложенного выше можно оценить плюсы и минусы такой модели развития общины, а главное помнить о том, что наука, все виды искусства, включая здравоохранение, сферу образования и многое другое – все это части единого целого.
Каждый современный ученый, работающий в своей области, может подтвердить необходимость научных обменов опытом. Врачи, инженеры, строители, музейные работники, как и представители творческих профессий, сознают важность и необходимость такого обмена. Допустимо ли останавливать культурный обмен сфер Знания и Красоты – живительный поток благодати, направленный для поддержания Мира и утверждения Жизни? Подобные эксперименты, несомненно, опасны, они чреваты для государства и его народа истощением, которое неизбежно наступает вследствие отсутствия «питания» – пополнения жизнедательной энергией, получаемой посредством творческого обмена. Научные и культурные конференции (международные и региональные), также конкурсы, фестивали, концерты имеют в основе идею обмена творческими энергиями, влияющими на ментальное поле непосредственных участников и учредителей. Главный принцип эволюционного развития един для всех, но в основе его всегда лежит индивидуальный подход. Об этом желательно помнить всем культурным общинам Мира. Возложенная на них миссия велика и от того, насколько грамотно удастся распорядиться накопленными ресурсами, будет зависеть успех. Дело не во внешних эффектах, истинные плоды зреют всегда незаметно, но насыщают все сферы сполна.
«Культура есть дело всенародное. Творится она всенародно. История всех веков и народов учит, как из толщи народной расцветала Культура, плодами которой восхищается человечество. Но и одичание не дремлет. Скелет уничтожения всегда готов протянуть костлявые пальцы для удушения всего устремленного к светлому будущему». Н. К. Рерих (Друзьям Знамени Мира., 1 июня 1947 г.  Гималаи). Хрупкий Мир всегда лучше любой затянувшейся ссоры. Потому так важны воспоминания об имеющемся совместном творческом опыте, каким бы в дальнейшем испытаниям не были подвержены участвовавшие в нем народы. Совместный творческий опыт – своего рода прививка, от отрицания, неприятия, ненависти и вражды. В каждом, в ком посеяно зерно Культуры, каждый, кто понимает и умеет ценить культуру своей страны, своего народа, – сбережет великий опыт ее охранения и претворит в творческом сознании нужные накопления в величайшие дары народам Мира.
Творческие коллективы разных народов, профессионально работающие на поддержание мировой Культуры, заслуживают внимания, почитания и всяческого поощрения. Они образуют малые и большие Лиги для распространения национальных культур, одновременно неся в себе зачатки наднациональной культурной общины.
Во времена СССР большой популярностью пользовались выступления народных коллективов, хоровое пение и сольное исполнение, фольклорные жанры. Всем этим широко и часто пользовались бывшие республики некогда огромной страны. Многие помнят, как творческий коллектив одной республики мог включить в программу танцевальный или вокальный номер другой республики, выразить тем самым почтение и завоевать всеобщее восхищение зрителей, – представителей различных национальностей, вероисповедания и культур!
Почитание Света, согласно комментарию Рериха, составляет основу Культуры! Соответственно цели и задачи культурных общин, можно определить, как свет несущие. С той же задачей должно согласиться и государственным структурам, контролирующим работу всех культурных организаций. Но много ли Света в Его отрицании? Неприятие творческих идей, отказ от просветительских программ, пренебрежительное отношение к реликвиям, погромы и грабежи музеев международного статуса (на примере Международного Центра Рерихов (МЦР), в России, системное сокращение бюджета на развитие сфер культуры, все это в той или иной степени встречается в разных странах и больно бьет по Сердцу любого народа, потому что истинно культурные ценности всегда наднациональные, надрасовые, надрелигиозные, не политические, но общенародные. Лига Культуры, созданная еще в 1932 г. Николаем Рерихом, как международная организация, стоящая на позиции охраны вечных ценностей, представляла собой независимую от предрассудков и условностей культурную Общину, в которую входили представители разных стран. Всеобъемлющая программа организации, почитающей СВЕТ любой национальной культуры, формировалась на строго этических принципах для воспитания достойных представителей будущего. Ее участники могут проживать в разных странах, не быть знакомы друг с другом, но сотрудничать на благо и во имя Культуры согласно взятому на себя обязательству. Красота и Знание – два главных остова Лиги – моста, связующего на культурной основе представителей различных отраслей социума. Такая Лига в основании своем имеет те же принципы, что и «Старшая Община», существующая с незапамятных времен. Место ее, сокрытое от любопытствующих глаз, давно стало символом. Кто-то продолжает сомневаться и даже отрицать существование такой Общины – Братства Высшего Разума, но немало и тех, кто упорно продолжает ее поиски. «…Повсюду люди знают об этом великом символе под различными названиями. Наши учёные собирают каждую искорку об этом замечательном царстве…»
Н. К. Рерих «Шамбала сияющая». Talai-Pho-Brang
(Талайпхотан), 1928.
Что мы знаем о Них, об истинных носителях Света? «...Каждая страна, у сердца своего, бережет имена, ведшие к Свету», — писал Н. К. Рерих. Представители этой Общины, их дела и поступки, запечатлены в народных эпосах, былинах и сказаниях. Как национальные герои они поднимают и укрепляют дух того или иного народа, ведут через тернии к звездам, учат преодолевать препятствия, различать добро и зло, предостерегают от опасностей и расплате за противоположный подвигу поступок – предательство. Схожесть образов и обстоятельств Их подвига, запечатленных в народных преданиях и Учениях, лишь подтверждают мысль о взаимопроникновении культур в едином духовном пространстве. Потому и утверждение величайшего представителя Культурной Общины – Николая Рериха: «Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем…» – легитимно и актуально для всех времен и народов. И если, «…Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания», как писал Рерих, значит, задача всех национально-культурных общин – способствовать духовной эволюции своего национального меньшинства для укрепления международной Лиги Культуры и неуклонного эволюционного роста.
Изменить состояние Мира, который болен и истекает кровью, задача не Высших Сил, а вполне человеческая. Другое дело, что не решить ее без руководства Высшего Разума и при отсутствии готовности принять Руку помощи Братства Высокодуховной Общины. Но если вспомнить сколько раз, на протяжении вековой истории планеты, отвергалась эта «Рука», неудивительно, что угрожающая вибрация «последней черты» ощущается все сильнее.
Сегодня столько говорят о пророчествах, о неизбежности конца, согласно календарным датам того или иного народа, но практически никто не упоминает об условиях спасения, переданных землянам представителями ВЫСШЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ОБЩИНЫ. Между тем, актуальным во все времена оставалось именно это. Так когда-то появились этические заповеди – неотъемлемая часть любой религии и ее общины. Именно Заповеди должны были предостеречь человечество от тяжких следствий за нарушение Законов Природы, на осознание и исправление которых порой требуется значительно больше временных лет, чем отведено воплощением. Но непокорные, заблудшие дети Земли придумали дни покаяния, прощения и очищения, ограничивая необузданность собственных желаний кованым компромиссом: более или менее строгим постом и молитвой, наивно полагая, что заручились спасением.
«Истинно, человечество не может выйти из заколдованного круга следствий. Как же может человечество побороть все злокачественные энергии, которые насыщают жизнь? Лишь коренные явления могут дать истинное направление, но заколдованный круг, который является утвержденным человечеством, только тогда рассекается, когда меч Духа пронзает ткань тьмы. Борьба со следствиями не приведет к назначенному явлению, которое должно приблизить великое будущее…» Мы сражаемся со следствиями, словно с ветряными мельницами, мы не видим причины и не берем в расчет факт, что видят ее Водители Эволюции – представители Великой Гималайской Общины, о которой сложено столько легенд и сказаний. И если говорить о «Руке помощи», протянутой современному Миру, нельзя не затронуть проблему чудовищного нераспознавания, о которой и поведали Гималайские Браться: «Самые мощные Аватары не носят на себе земных отличий, но утверждают себя явлением духотворчества. Не следует удивляться, что сильные духи не будут признаваемы современниками, так и должно быть, ибо их меры отвечают будущему…» (Учение Живой Этики. Мир Огненный, часть II).
Действительно, столетия ушли на то, чтобы научно доказать энергетическую неистребимость мысли, ее неисчерпаемый потенциал и жизнеспособность в пространстве. Понадобились тысячелетия для научного обоснования истинности Учения Будды Шакьямуни о раскручивании «Колеса Сансары» – причинно-следственной связи и подтверждения слов Иисуса из иудейского Назарета о том, при каких обстоятельствах и благодаря чему «не все мы умрем, но все изменимся». И все же связать воедино открытия современных ученых (о продолжении жизни вне тела) с научными пророчествами Братьев Высшего Разума о беспредельных возможностях Духа удается с трудом и немногим. Между тем, именно Они – Гималайские Братья из сокровенной духовной Общины, приходили в тот или иной народ людьми и подвигом жития своего поднимались на божественный Олимп, утверждая на Земле главенствующий принцип – ДУХОВНЫЙ, как величайшую силу и мощь Космической Эволюции!
И если спросят: «Откуда ты родом?» – почетно ответить – «из Культурной Общины! Как истинный представитель своего народа – принес дары и готов поделиться лучшим из лучшего. За тем пришел и за тем же пожаловал».