Наталья Михайловна Сазанова

natalia-mykhailovna-sazanova

После окончания восточного отделения исторического факультета Московского государственного университета (1954) и четырех лет работы в Государственной библиотеке иностранной литературы перешла на работу преподавателем в Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете. Поступила в аспирантуру, научным руководителем её стал профессор А. М. Дьяков, в круг научных интересов которого входило изучение религиозных средневековых сект (объединений) Индии. В 1962 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Проблематика драматургии Бхаратенду Харишчандры». Вполне естественно, что темой диссертации Н. М. Сазановой на соискание научной степени доктора филологических наук было избрано творческое наследие средневекового индийского поэта-бхакта Махатмы Сур Даса (1478 — 1582), принадлежавшего к секте «Пушти марг». В 1984 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора филологических наук по теме «Творчество Сур Даса и североиндийская литературная традиция XVI–XIX вв.»

Сур Дас — великий любимый народный поэт, сочинявший поэтические произведения (поэмы) на языке брадж — западном диалекте хинди (район Брадж Северной Индии). Он был учеником религиозного реформатора Валлабхачарьи (XV век), основателя секты «Пушти марг», в переводе — «путь поддержки». «Идеи «Пушти марг» <…> главным образом базировались на авторитете «Бхагаватапураны».

Для работы над докторской диссертацией Н. М. Сазанова была командирована научным отделом Московского государственного университета в Индию, в город Агру, где находятся старинные Агрский университет и библиотека. Город Агра — древняя столица Индии — входила в состав упоминаемого района Брадж Северной Индии. Во время её пребывания  Агре в индийских газетах появились статьи о русской аспирантке, изучающей творчество поэта Сур Даса. В газетных статьях Н. М. Сазанову называли «русской Радхой». Как известно, Радха — женская ипостась, духовная половина бога Кришны. В это же время произошло Знаменательное событие для Н. М. Сазановой, определившее не только постоянное направление научных изысканий, но и Знаковое направление всей ее последующей жизни, ставшее судьбоносным — Встреча с духовным Учителем — Махатмой Баба джи гуру дэв Шри Пад джи Махараджем.

С Учителем Н. М. Сазанова отправилась в духовное паломничество, надев традиционную индийскую одежду сари, босиком, по местам, связанным с рождением, детскими и юношескими годами бога Кришны. Этот район в средневековье носил название Брадж, в него входили города и селения: Агра, Барсана, Вриндаван, Гокуль, Матхура, Парасуоли и другие. Н. М. Сазанова следующим образом описывает свое нелегкое путешествие: «Пришлось совершить паломничество по „святым“ местам кришнаитов по всем правилам индусских установлений (т. е. босиком, питаясь сугубо вегетарианской специальной пищей для паломников и т.п.). Только после посещения во время этого путешествия всех главнейших кришнаитских святынь от Матхуры до Раджастана и далее в Бенарес и в Гималаи удалось получить разрешение на ознакомление с рукописями, хранящимися под замком в собраниях махараджи Джайпура, Удайпура и храмах».

Н. М. Сазанова углублённо познавала традицию и культуру средневековой Индии, изучила языки хинди и брадж, проникалась духом Индии и наполнялась любовью к Индии. Н. М. Сазанова в своих трудах познакомила советскую аудиторию с духовной традицией средневековой индийской секты «Пушти марг», с агиографической (житийной) литературой о святых Индии, историческими хрониками, творческим наследием средневековых поэтов-бхактов Сур Даса, Миры Баи и других.
Благодаря знанию и любви к Индии, Н. М. Сазанова способствовала углубленному взаимопроникновению культур народов Индии и СССР. Н. М. Сазанова укрепила научные связи по обмену специалистов-востоковедов Индии и СССР, обучила и подготовила студентов и аспирантов, владеющих языком брадж, и специализирующихся на литературном и историческом наследии средневековой Индии.

В лице Н. М. Сазановой мы встретились с учёным нового типа, совмещающим строго научный подход и методологию в обработке исследуемого материала и изучении поставленной проблемы, но в то же время применявшим духовную практику, позволяющую проникать в сущностную глубину исследуемого вопроса. О своем Учителе Н. М. Сазанова отзывалась следующим образом: «Шри Пад джи не совсем обычный махатма. Кто-то ходит по горам или сидит на дереве, как Дэвараху Баба из Вриндавана, а мой Учитель — это махатма нового типа. Он служил в миру, занимался общественной работой, подобно Свами Вивекананде».

Одной из первых книг, изданных Н. М. Сазановой, была «Океан поэзии Сур Даса» (1973 год). Изучение творчества индийского поэта-Махатмы, переводы Его наследия продолжались всю творческую научную жизнь Н. М. Сазановой. Так, в 1978 году, в ГДР, в Лейпциге вышла книга поэта Сур Даса «Кришнаяна» с комментариями на английском, немецком и русском языках, с факсимильным цветным воспроизведением рукописной книги. В 1992 году в издательстве Московского университета выходит книга «Нет жизни без Кришны» (Из средневековой индийской поэзии); составление, общая редакция, вступительная статья и комментарии Н. М. Сазановой. В 1996 году в издательстве Московского университета и издательстве «Сиринъ» выходит книга «Литература Востока в средние века» под редакцией Н. М. Сазановой.

Одесским Домом-Музеем им. Н. К. Рериха в серии «Содружество» издано собрание избранных научных трудов Натальи Михайловны Сазановой — «Отправимся в страну, где милый…». В сборник вошли труды, ранее публиковавшиеся в составе сборников научных публикаций МГУ и Института востоковедения РАН, а также в различных научных журналах в период с 1966 по 2002 год.

С 1990 года Н. М. Сазанова входит в состав правления Московского Рериховского общества, во главе которого стоял художник и ученик Н. К. Рериха Б. А. Смирнов-Русецкий. С Рериховским движением Н. М. Сазанову связывала тридцатилетняя дружба со С. Н. Рерихом — младшим сыном Н. К. Рериха и Е. И. Рерих. Н. М. Сазанова стояла у истоков создания Комиссии по творческому наследию Н. К. Рериха (1984 год). Всю свою жизнь она поддерживала духовные устремления молодежи и людей, обращавшихся к ней с вопросами, связанными с духовной традицией Индии, творчеством семьи Рерихов. С момента основания Общества им. Н. К. Рериха (при Японском клубе Русско-японского общества) в Одессе (1990), Н. М. Сазанова оказывала неизменную поддержку: проводились творческие встречи, переписка, вечера, посвященные истории и духовно-философскому наследию Индии.


В 1995 году Н. М. Сазанова впервые приехала в Одессу по приглашению Одесского Комитета Пакта Культуры и Мира имени Н. К. Рериха, в дальнейшем Н. М. Сазанова ежегодно посещала Одессу летом. В 2000 году Н. М. Сазанова посещает открывшийся Одесский Дом-Музей им. Н. К. Рериха и передает ценные научные материалы о творчестве поэта - Махатмы Сур Даса, авторские книги, индийскую философскую литературу. В зал Музея, посвященный Индии, Н. М. Сазанова передает реликвии духовной индийской традиции культа Бога Кришны и Его женской ипостаси Радхи. В каждый свой приезд Н. М. Сазанова выступала с научными докладами в Доме ученых Одессы, в Одесском Доме Музее имени Н. К. Рериха, давала интервью на телевидении и радио. Была участницей научных конференций, посвященных дню рождения ученого - востоковеда Ю. Н. Рериха (1902-1960), а также вечеров, приуроченных к памятным датам, — Дню независимости Индии и др. Выступления Н. М. Сазановой всегда собирали большую аудиторию и воспринимались одесской публикой с горячим интересом. Проходили встречи официальные и неофициальные с Генеральным Консулом Индии в Одессе доктором Панкаджем, послом Республики Индия в Украине господином Сони. Н. М. Сазанова была желанным и любимым гостем, щедро делилась своими знаниями, духовным опытом, всегда была доброжелательно настроена и открыта людям. Приезды Н. М. Сазановой вызывали духовный подъем и создавали праздничное настроение.

Какой же была Н. М. Сазанова? Разной и многогранной, свободной и независимой, смелой и мужественной, стойкой и волевой во всех жизненных ситуациях. Никто и никогда не слышал от неё жалоб, сетования на здоровье и жизненные неурядицы. Никого и никогда она не утомляла рассказами о своих переживаниях. Во всех ситуациях и даже во время потерь дорогих, любимых и близких оставалась оптимисткой, была жизнелюбива. Радость и хорошее настроение были постоянными состояниями её мудрой души. Часто Н. М. Сазанова бывала контрастной, казалось для близоруких противоречивой и парадоксальной, но этими методами она выбивала почву гордыни и самоуверенности, ограниченности и самомнения у собеседника. Часто сознательно эпатировала, чтобы вернуть человеку его простое человеческое лицо. Могла быть суровой и резкой, но в то же время любящей и мягкой, по-матерински нежной и заботливой, проницательной и снисходительной. К себе была взыскательно требовательной, а самое главное — цельной и преданной своему Учителю и духовной традиции. Всей душой, каждой частицей своего естества любила Индию и учила своим примером окружающих любить то, что ей было дорого. Почитала и преданно служила Гиридхару, Говинде, Кришне. Для Н. М. Сазановой было абсолютной реальностью, что НЕТ ЖИЗНИ БЕЗ КРИШНЫ!

 По материалам статьи Е. Г. Петренко «Слово о Наталье Михайловне Сазановой»


Интервью с Н. М. Сазановой