«НО ЗИМА — ТОЛЬКО ВЕСТНИК ВЕСНЫ». Онлайн открытие выставки живописи Степана Химочки //9 января 2021 г. 15:00//

Суббота 9 января 2021 15:00
Суббота 9 января 2021 17:00
«НО ЗИМА ТОЛЬКО ВЕСТНИК ВЕСНЫ». Открытие выставки живописи Степана Химочки

9 января 2021 г. в 15:00, в Одесском Доме-Музее имени Н. К. Рериха состоится онлайн открытие выставки живописи Степана Химочки «НО ЗИМА  ТОЛЬКО ВЕСТНИК ВЕСНЫ». Вступительное слово директора Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха, Елены Григорьевны Петренко. В открытии выставки принимает участие Владимир Андреевич Кудлач, ведущий библиотекарь Одесской Национальной научной библиотеки, искусствовед, журналист, художник, член Национального союза журналистов Украины и Национального союза художников Украины.

Родина Степана Химочки — село Староказачье, Белгород-Днестровского района Одесской области. Потомок украинских казаков родился 25 декабря 1937 года, на Рождество Христово, когда солнце начинает набирать силу после долгой зимней ночи. Детство будущего художника прошло на природе. Запахи весны и свет солнца юга Украины, контрастные фиолетовые тени, которые так характерны для этого края, снежные зимы и таинственное свечение длинных лунных ночей, солнечный жар и раскаленное марево южных степей — яркие впечатления детства и юности — впитывались душой будущего художника, чтобы затем проявиться в образах природы на картинах художника.

Степан Химочка в Одесском Доме-Музее им. Н. К. Рериха Большую роль в формировании миропонимания и мироощущения Степана Химочки сыграли род, семья, в которой не только родился художник, но в котором произросло добротное семя рода. Иван Саввич Химочка — дед Степана Ивановича, художник-изограф, расписывал храмы в Украине, Молдавии. Один из храмов, в оформлении которого принимал участие Иван Саввич, — церковь Покрова Пресвятой Богородицы архитектора В. А. Покровского (1871–1931) — сохранился и находится в селе Пархомовка Володарского района Киевской области. В алтаре храма, на большом каменном кресте, на его вертикальной части, высечены имена оформителей церкви, среди них — имя Ивана Саввича Химочки. Церковь построена на территории имения Голубевых. Один из них — выдающийся ученый-востоковед, искусствовед и коллекционер Виктор Викторович Голубев (1878–1945) пригласил художника Н. К. Рериха для украшения храма. Сохранилась мозаика Н. К. Рериха «Покров Богородицы» (1906) на западной стене колокольни и мозаика «Спас Нерукотворный с избранными святыми» (1906) над входом в часовню. Отец художника Иван Иванович Химочка также был художником: расписывал храмы, писал иконы, после Великой Отечественной войны работал художником-оформителем.

После службы в армии — учеба в Одесском художественном училище имени М. Б. Грекова (1960–1964) у талантливых мастеров и педагогов Д. М. Фруминой и Н. А. Павлюка, затем — в Киевском художественном институте (1969–1975). Первые три курса — на живописном факультете, после чего — на факультете монументальной живописи в мастерской профессора Т. Н. Яблонской. Учеба не ограничилась занятиями в учебных заведениях — учеба продолжалась всю жизнь — всегда и во всем. С. И. Химочка любит свет и тянется к нему, исследует его многогранную природу, экспериментирует с ним, отсюда и «болезнь» французским живописцем Винсентом Ван Гогом (1853–1890), который, буквально, истязал себя жаром и излучениями солнца юга Франции — Арля. Секреты освещенности и светопередачи открылись, наверное, Степану Ивановичу тогда, когда открылся источник света в своей душе. Таким образом, картины-впечатления художника Химочки, его «импрессионизм», безусловно, насыщен собственным внутренним светом.

  • Stepan_Khimochka_1140_760_19.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_18.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_17.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_16.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_15.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_14.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_13.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_12.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_11.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_10.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_9.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_8.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_7.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_6.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_5.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_4.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_3.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_2.JPG
  • Stepan_Khimochka_1140_760_1.JPG

Всю жизнь С. И. Химочка трудится. После окончания Художественного училища, с 1966 по 1969 год художник работал в Одесском художественно-производственном комбинате. После окончания института, сразу же начал работать в Киевском художественном комбинате в цеху монументального искусства. Как художник-монументалист, выполнил роспись потолка (530 кв. м) на станции метро «Минская» в Киеве, «Человек и природа» — роспись фойе Дворца культуры в Николаевской области (Украина), «Русь» — витражи и роспись панно в интерьере кафе «Крещатик» в Киеве, «Древо песен» — резьба по камню — в интерьере гостиницы «Россия» в Смоленске, «Жизнь» — мозаичное панно в Тольятти, «Энергия» — роспись фойе Дворца культуры Чернобыльской АЭС и другие.
С 1980 года С. И. Химочка — член Союза художников СССР, с 1986 года — член МОСХ.
В 1985 году художник уезжает в Подмосковье, в город Химки. Много и плодотворно работает, выставляется в России, Украине, за рубежом.

Одесским Домом-Музеем им. Н. К. Рериха издан каталог выставки произведений Степана Ивановича Химочки (графика, живопись), которая проходила в июне 2009 года в выставочном зале Музея. Все графические и живописные работы были подарены автором.

В творчестве художника Степана Ивановича Химочки обращение к природе, ее красоте и гармонии является естественным и закономерным, так как тяготение к прекрасному заложено в самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию.
«Все в этом мире — и земля, и космос — находится в гармонии. Ее не следует нарушать. Поскольку нарушения ведут к неотвратимым последствиям, Я стараюсь в своих работах отразить удивительный мир Творца-создателя, поразительный во всех отношениях, чтобы люди могли видеть эту красоту и гармонию. Мир бесконечно интересен. Ему надо только удивляться и творить только гармонические вещи. И это возможно, когда научишься видеть, а не просто смотреть, а еще — слышать. Это большой труд и самовоспитание. Я все время любуюсь красотой природы и хочу совершенствовать это видение. Можно просто декоративно отражать виденное, а можно стремиться к свету. Если такие удачи у меня были, я называл их озарениями», — сказал художник.
Безусловно, в таком высоком понимании предназначения художника, как «большой труд и самовоспитание», — это, прежде всего, «большой труд» души и сердца. В таком понимании своего труда С. И. Химочка приблизился к высоким образцам гуманизма, когда художник руководствуется в своем творчестве высшими человеческими ценностями:
«Вообще к своим работам я отношусь критически. Если картина не попадает под мое мировоззрение, я ее не заканчиваю. А если получается, я стремлюсь и дальше развивать свои находки. Уверен, если писать что-то, то только пронзительно, так, чтобы это задевало душу человека»
Поиск света — это еще и поиск философии бытия и своего личного предназначения. Свет в произведениях художника С. И. Химочки был изначально, но с ростом мастерства техники и мастерства души, он приобрел свечение, в котором присутствует и свет его сердца. Ведь недаром С. И. Химочка «пытался расшифровать загадки Рериха» и изучал философское наследие Е. И. Рерих (1879–1955), Н. К. Рериха и Е. П. Блаватской (1831–1881):

«Надо уметь находить гармонию, как говорится, попасть в нужную точку, не лукавить перед людьми и Богом и при этом чувствовать свое предназначение. Эта трудная работа самоосязания. Всю жизнь ищу...»

Характерной чертой всех работ Степана Ивановича Химочки, являются ли они набросками мгновений или законченными картинами, — светоносная основа и неувядающая энергия жизни.



Подписывайтесь на наш Youtube и первыми узнавайте о новых видео на канале!

 Подписаться!